На сайте суда опубликовано постановление Президиума ВАС РФ №12992/12 от 12 марта 2013 года, подтверждающее правовую позицию, согласно которой плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок.
Согласно материалам дела, налоговый спор о земельном налоге состоял в следующем.
Общество с ограниченной ответственностью исчислило и уплатило авансовый платеж по земельному налогу за II квартал 2010 года в отношении земельного участка, приобретенного по договору купли-продажи, заключенному в 2008 году.
В 2010 году указанный договор купли-продажи по решению арбитражного суда признан недействительным в силу его ничтожности, арбитражным судом также применены последствия недействительной сделки в виде возврата названного земельного участка продавцу.
На основании данного решения в 2010 году в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о прекращении права собственности общества на этот земельный участок.
Общество, полагая, что в силу ничтожности основания приобретения права собственности оно не является плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка, представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию – налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за II квартал 2010 года, согласно которому сумма авансового платежа составила ноль рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации инспекция в 2011 году приняла решение, которым доначислила авансовый платеж, указав, что обязанность по уплате этого платежа полностью исполнена обществом согласно данным первоначально представленного расчета, а также предложила обществу внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением вышестоящего налогового органа решение налоговой инспекции было оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решениями налоговых органов и подало заявление в арбитражный суд, в котором оспорило их его в судебном порядке.
Рассматривая налоговый спор, Президиум ВАС сделал следующие выводы.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на соответствующем праве – праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
Правовая позиция, касающаяся толкования указанной нормы и определения круга лиц, признаваемых плательщиками земельного налога, сформулирована в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».
С учетом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, в том числе земельные участки, ограничения этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, а также пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации была сформулирована позиция, согласно которой плательщиком земельного налога является лицо, которое указано в реестре как обладающее соответствующим вещным правом на земельный участок (правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования, правом пожизненного наследуемого владения), в силу чего обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
При противоположном подходе, занятом судом первой инстанции, о возложении обязанности по уплате земельного налога на продавца, не обладавшего земельным участком в спорный период и не имевшего юридической возможности извлекать доход от его использования, нарушается принцип экономической обоснованности взимания земельного налога как поимущественного налога.