Верховный Суд скорректировал порядок определения размера штрафа за нарушения прав потребителей

03.04.2014

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденном Президиумом 5 февраля 2014 года, дана новая редакция ответа на вопрос о том, должен ли учитываться размер компенсации морального вреда при определении размера штрафа, которые определяются по статье 13 (пункт 6) и статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Как отмечают страховые юристы нашей компании, изменения внесены в подход, обозначенный в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2007 года и обусловлены принятием разъяснений, изложенных в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан».

Как известно, в пункте 6 статьи 13 закона предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, указана без детализации требований, которые должны учитываться при взыскании этого штрафа.

Как предусмотрено в пункте 1 этой же статьи, за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортёр) несёт ответственность, предусмотренную законом или договором.

Положения пункта 3 статьи 13 и статьи 15 закона позволяют прийти к выводу, что ответственность продавца наступает в форме возмещения вреда, уплаты неустойки (пени) и компенсации морального вреда.

Поэтому, при определении размера штрафа, взыскиваемого с изготовителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом, необходимо учитывать размер присуждённой судом компенсации морального вреда.

Эти изменения позволят более эффективно защищать права наших клиентов, например, в таких случаях, когда страхования компания не выплачивает или когда страховая отказала в выплате.

Заказать звонок
Наши эксперты свяжутся с Вами в ближайшее время после получения заявки. Пожалуйста, указывайте точный номер телефона
Мы Вам перезвоним сразу после получения заявки
заказать ЗВОНОК
вся заполненная информация является конфеденциальной и не будет передана третьим лицам