МИНЮСТ РАССКАЗАЛ, КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
МИНЮСТ РАССКАЗАЛ, КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Министерство юстиции представило программу повышения эффективности исполнения судебных решений на 2011 - 2020 годы.
Ведомство принимает замечания и предложения по электронной почте.
Проект опубликован на сайте Минюста.
При подготовке документа учитывались предложения высших судов, министерств, результаты мониторинга правоприменения в сфере исполнения судебных актов, опыт иностранных государств и т.д.
Программа содержит ряд интересных идей.
В частности, предлагается предусмотреть единственное основание для прекращения исполнительного производства по воле взыскателя.
Это отказ от взыскания с прекращением исполнительного производства.
Минюст считает необходимым дать возможность суду определять размер алиментов исключительно в твердой денежной сумме.
При этом будет учитываться прожиточный минимум ребенка и ряд других факторов.
За неисполнение решения суда предлагается наказывать по статье 315 УК РФ физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, речь идёт о создании правового механизма накопления суммы задолженности по малозначительным взысканиям.
Образцом послужил механизм, предусмотренный в отношении налоговых платежей Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
Помимо этого, в планах создание единого федерального банка данных исполнительных производств, введение электронных торгов как основного способа реализации имущества должников в исполнительном производстве, перевод должностей судебных приставов в правоохранительную службу.
В проекте программы отмечается:
Целями Программы являются модернизация системы принудительного исполнения судебных актов, качественное повышение ее эффективности в современных условиях, а также создание правовых, экономических и организационных предпосылок для мотивации добровольного исполнения судебных актов без применения мер государственного принуждения.
Достижение поставленных целей осуществляется путем реализации следующих задач Программы:
совершенствование статуса судебного пристава, правового положения и организации системы принудительного исполнения судебных актов...;
оптимизация исполнительного производства, обеспечение баланса прав и интересов сторон исполнительного производства, правильного и своевременного исполнения требований исполнительных документов, выданных на основании судебных актов или являющихся судебными актами, совершенствование судебного контроля за исполнительным производством;
обеспечение своевременного и в полном объеме исполнения требований исполнительных документов, должниками по которым являются публично-правовые образования и государственные (муниципальные) учреждения;
внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения...
...Необходимо предусмотреть единственное основание для прекращения исполнительного производства по воле взыскателя – отказ от взыскания с прекращением исполнительного производства. При этом расходы по исполнительному производству подлежат возмещению взыскателем по аналогии с частью 1 статьи 101 ГПК РФ.
...Представляется необходимым предусмотреть возможность определения судом размера алиментов исключительно в твердой денежной сумме с учетом размера прожиточного минимума ребенка в соответствующем регионе, потребностей конкретного ребенка, состояния здоровья ребенка, уровня его содержания во время нахождения его родителей в браке.
При этом размер алиментов подлежит ежегодной индексации с учетом уровня инфляции постановлением судебного пристава исполнителя, вынесенным по заявлению взыскателя.
...существует необходимость в создании правового механизма накопления суммы задолженности по малозначительным взысканиям в целях перевода взыскания в стадию исполнительного производства в случае достижения минимальной суммы в качестве основы может быть использован правовой механизм, предусмотренный в отношении налоговых платежей Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ...
В части совершенствования механизма юридической ответственности необходимо следующее:
установление единого административно-правового запрета на неисполнение исполнительного документа по имущественным и неимущественным требованиям;
установление единого уголовно-правового запрета на неисполнение судебного акта, обязывающего совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) для граждан и должностных лиц.
Согласно действующей редакции статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) применение уголовной ответственности за неисполнение решения суда или иного судебного акта допускается исключительно в отношении представителя власти, государственного служащего, служащего органа местного самоуправления, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
При этом из перечня лиц, на которых распространяется уголовно-правовая норма, предусмотренная статьей 315 УК РФ, в настоящее время необоснованно исключены индивидуальный предприниматель и арбитражный управляющий...
Также необходимо включение в состав субъектов нормы статьи 315 УК РФ физических лиц...
Обязательным признаком объективной стороны деяния, предусмотренного в настоящее время статьей 315 УК РФ, является "злостность"...
Необходимо исключить признак "злостности" из УК РФ, заменив объективную сторону деяния на неисполнение требований судебного акта в установленный срок.
...необходимо рассмотреть вопрос об участии нотариуса в качестве субъекта, осуществляющего сопровождение исполнения судебных актов на стадии от выдачи исполнительного документа до предъявления его к взысканию в ФССП...
...об участии нотариуса в процедуре реализации имущества, на которое обращено взыскание.
Замечания и предложения по проекту программы Минюст просит направлять по электронной почте.