30.09.2015
Чиновники хотят приобщить малый и средний бизнес к участию в закупках государственных и муниципальных нужд. Для этого правила таких закупок решено распространять и на частные корпорации. При осуществлении госзаказов крупным компаниям придется совершать определенный процент сделок именно с субъектами малого и среднего бизнеса.
Такое решение вызвано тем, что власти недовольны реализацией законодательства о закупках для государственных нужд. За первые полгода малым предприятиям досталось всего 5,7% госзаказов вместо предусмотренных законом 10%. Общий заработок некрупных предпринимателей на аукционах и тендерах составил 475,7 млрд рублей, тогда как предполагался заработок в размере 18% совокупного годового стоимостного объема заключенных госзаказчиками договоров.
Однако Высшая школа экономики провела исследования, по результатам которого стало видно, что в сравнении с 2013 годом нынешние показатели существенно возросли. Доля представителей малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках для государственных и муниципальных нужд по итогам 2014 года увеличилась 1,81 раза в стоимостном выражении, а их доля, рассчитанная по стоимости заключенных контрактов, выросла в 1,77 раза. Показатели объемов закупок, в ходе которых субъекты МСП привлекались в качестве субподрядчиков, увеличились почти в два раза.
В Минэкономразвития уверены, что в следующем году, после распространения квоты на обязательные закупки на все госкомпании, показатели увеличатся еще больше. В частности, выручка малых предприятий от участия в госзакупках, по расчетам, ожидается не меньше 7 трлн рублей.
Однако практика показывает, что установление квоты и принятие формы отчетов об исполнении закона на деле недостаточно. В отечественном законодательстве слишком много лазеек, благодаря которым расчеты чиновников могут на практике не сбыться.
Чтобы максимально обезопасить себя от провала антикризисного плана, чиновники предложили распространить данные правила и на крупные частные компании.
Однако сами бизнесмены недовольны предложением властей. Так, например, омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергея Габестро уверен, что обязанность корпорации по закупке товаров/работ/услуг у субъектов МСБ повлечет дополнительное её регулирование со стороны антимонополистов.
Кроме того, топ-менеджеры возмущаются, что в угоду планов правительства по поддержке малого бизнеса они вынуждены будут, например, предпочесть мелкого продавца, реализующего товар без скидок крупному поставщику с хорошей репутацией, который предлагает товар лучшего качества, да еще и со скидкой.
Что касается малых предприятий, они также без восторга приняли идею правительства, указав на очевидные проблемы. В частности, субъекты МСБ указали на отсутствие обещанного упрощения процедуры. По итогам опроса, проведенного Агентством стратегических инициатив, больше половины участников тендеров по госзакупкам заявили, что с начала года ситуация ухудшилась, а 36% участников опроса сообщили, что список требований к участникам так и не изменился, вопреки обещаниям властей.
Предпринимателям остается надеяться, что их «глас вопиющего» будет услышан властями, и что чиновники будут действовать, в первую очередь, в интересах малого и среднего предпринимательства, а не в попытках максимально реализовать антикризисный план любыми способами.
По всем вопросам, связанным с оказанием юридических услуг, просьба обращаться по телефонам:
- (495) 730-9189;
- (495) 220-8352
или по электронной почте: point@rusgenco.ru