13.11.2015
Госдума рассматривает возможность выведения информации о среднем количестве сотрудников, доходах и расходах компании, а также уплаченных суммах налогов и сборов из-под режима налоговой тайны. Доступной станет и информация о доходах работников компании, а также все остальные сведения, которые налоговые органы получают посредством бухгалтерской отчетности. Все сведения о налогоплательщиках Федеральная налоговая служба будет публиковать на своем официальном сайте, в соответствии с поправками к статье 102 НК РФ «Налоговая тайна».
В документе также предусмотрен порядок оформления согласия налогоплательщика на свободный доступ к его данным. Такое согласие будет составляться в письменном виде, налогоплательщик будет предоставлять его в налоговый орган лично, посредством личного кабинета либо через телекоммуникационные каналы связи. В этом случае согласие должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью.
Инициатором выступил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, разрабатывая законопроект, он ориентировался на баланс между общественными интересами и коммерческими интересами налогоплательщиков. Поэтому налоговая тайна не должна распространяться лишь на часть данных, касающаяся деятельности компании. Однако этого, по мнению инициатора, будет достаточно для повышения прозрачности экономики, а также для предоставления хозяйствующим субъектам реальной возможности проверить добросовестность контрагентов.
Инициатива нашла стопроцентное одобрение и у Налоговой службы. Сотрудники ведомства заверяют, что благодаря инициативе количество источников информации о контрагенте увеличится, а их качество будет несомненным, поскольку подделка финансовой отчетности наказуема. Выведение части данных из-под режима налоговой тайны поможет добросовестным предпринимателям.
Однако эксперты настроены более скептично. Они считают, что информация о доходах компании, зарплатах сотрудников и уплаченных налогов может представлять интерес не только для потенциальных партнеров, но и для рейдеров, конкурентов и организаций, рассматривающих возможность слияния и поглощения мелких участников рынка. По этой причине далеко не все бизнесмены хотят раскрывать данные сведения для всех желающих. Они — бизнесмены — также ссылаются на текущую финансовую ситуацию в стране, из-за которой фирма, проработавшая больше 10 лет на рынке, за год может перейти в разряд сомнительных контрагентов.
На сегодняшний день законодательство позволяет получать о потенциальных агентах ряд сведений, к числу которых относится их юридический адрес, сведения о регистрации и постановке на учет в налоговом органе, а также информацию об уставном капитале и о составе учредителей. При этом из позиций ФНС, а также из судебной практики можно сделать вывод, что власти даже обязывают налогоплательщиков при выборе партнера знакомиться с его деловой репутацией, а не обходиться только лишь формальными критериями. Поэтому чиновники уверены, что подобная реформа давно назрела. Однако пока сложно предсказать, какими будут итоги принятия подобных изменений: появится ли репутационная стоимость компании либо же увеличится рост рейдерских захватов и малый бизнес будет массово поглощен.
Пока же законопроект уже одобрен комитетом Госдумы по бюджету и налогам и ждет рассмотрения в первом чтении, которое назначено на декабрь.
По всем вопросам, связанным с оказанием юридических услуг, просьба обращаться по телефонам:
- (495) 730-9189;
- (495) 220-8352
или по электронной почте: point@rusgenco.ru