Условия для отказа от исполнения госконтракта ужесточат

07.12.2015

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга выступили с предложением утвердить исчерпывающий перечень оснований, по которым заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения госконтракта. Уже подготовлены соответствующие поправки в закон о закупках для государственных и муниципальных нужд.

Из текста инициативы питерских депутатов следует, что заказчики могут не исполнять условия контракта в следующих случаях:

  • осуществляются поставки товаров ненадлежащего качества, и эти недостатки не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;

  • осуществляются поставки некомплектных товаров, и поставщик, получивший уведомление от заказчика, не выполнил требование о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами в установленный срок;

  • подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет предусмотренную контрактом работу таким образом, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;

  • исполнитель не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный контрактом;

  • во время выполнения работы/оказания услуги нарушены условия исполнения контракта, и эти нарушения подрядчиком не устранены в установленный заказчиком срок либо их невозможно устранить;

  • неоднократно нарушались сроки поставки товаров/выполнения работ/оказания услуг, и эти сроки являлись существенным условием контракт.

В тексте документа уточняется, что в случае расторжения контракта на основании вышеупомянутых причин заказчик обязан провести экспертизу качества поставленных товаров, оказанных услуг или выполненных работ. При этом заказчик лишается права отказаться от исполнения обязательств по контракту, если указанные обстоятельства произошли по его вине.

В целях дополнительной защиты предпринимателей был прописан порядок подачи жалоб исполнителя/подрядчика в ФАС. Обращение рассматривается в течение 10 дней, на которые срок действия контракта приостанавливается. В случае, когда антимонопольный орган решает, что основания для расторжения договора отсутствуют, однако заказчик с таким выводом не согласен, последний может обжаловать предписание ФАС в арбитражном суде.

Свою инициативу авторы законопроекта объясняют тем, что действующая редакция статьи 95 44-ФЗ «Изменение, расторжение контракта» обеспечивает заказчику «необоснованно широкую возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, прежде всего по контрактам на выполнение работ и оказание услуг». Причиной для этого является используемая формулировка: расторжение контракта допускается «в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством». При этом, в соответствии с ГК РФ, заказчик имеет право отказаться от исполнения договора в случае оплаты исполнителю фактически понесенных расходов , если поставщик нарушил сроки или условия исполнения контракта, если выявлены недостатки у предмета закупки. Те же самые основания для расторжения контракт предусмотрены и в предложенных поправках, отмечают инициаторы.

Одновременно с этим авторы инициативы уточняют, что отказ заказчика от исполнения контракта в одностороннем порядке влечет за собой ухудшение деловой репутации предпринимателя, поскольку последний заносится в реестр недобросовестных поставщиков и получает запрет на участие в госзаказах в течение двух лет. Подобное, уверяют депутаты ЗакСа Санкт-Петербурга, может негативно отразиться и на госзаказчиках, и на системе закупок в целом.

Эксперты считают, что такого рода изменения законодательства в сфере госзакупок позволят существенно улучшить положение предпринимателей. Поскольку, судя по данным реестра недобросовестных заказчиков, на них жалуется каждый 400-й предприниматель. При этом показатель нарушения требований закона о госзакупках среди предпринимателей намного ниже: за уклонение от заключения контракта или расторжение договора в одностороннем порядке в реестр недобросовестных организаций по состоянию на 30 сентября были внесены сведения всего о 332 юридических лицах.

Фактически в среднем от одного заказчика жалоба поступает на каждого 2000-го исполнителя. Таким образом, справедливо говорить о том, что новые поправки помогут облегчить ведение деятельности предпринимателям и защитят их от недобросовестности госзаказчиков.

В связи с этой информацией Вам могут быть полезны такие юридические услуги нашей компании как:

По всем имеющимся у Вас вопросам обращайтесь прямо сейчас к нашим юристам и специалистам!

Заказать звонок
Наши эксперты свяжутся с Вами в ближайшее время после получения заявки. Пожалуйста, указывайте точный номер телефона
Мы Вам перезвоним сразу после получения заявки
заказать ЗВОНОК
вся заполненная информация является конфеденциальной и не будет передана третьим лицам